Наше настоящее — спортивные традиции, техническое и творческое развитие молодежи.
И это лучшее будущее крепкого Российского государства!

Воздушный Кодекс РФ - не лети, модель!

В 2011 году перед авиамодельным сообществом вдруг возникла серьезная проблема законности полетов авиамоделей. Как оказалось, правила Международной Федерации Аэронавтики FAI далеко не единственные, регламентирующие порядок запуска авиамоделей. Принятые постановлением Правительства РФ №138 от 11.03.2010  Федеральные Правила использования воздушного пространства стали по сути заградительной мерой для существования авиамоделизма, как явления. 


Особенность заключается в том, что теперь любая авиамодель классифицируется, как беспилотный летательный аппарат.  Вот определение БПЛА из этого постановления - Статья I пункт 2:


  • Пункт 2. "Беспилотный летательный аппарат" - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;
Никаких иных уточнений, указаний на спортивные или развлекательные цели использования в принятых Правилах нет, а значит любые модели, особенно управляемые по радиоканалу или даже свободнолетающие планеры -  это беспилотные летательные аппараты, и их перемещение в воздушном пространстве России должно происходить строго по закону!

Что требует закон?

Воздушное пространство разделено на три категории:   А, С и G (пункт 10 Постановления Правительства № 138 от 11.03.2010)   До высоты первых двух категорий авиамодели не долетают, а вот категория G как раз то самое пространство у земли, где и летают наши модели. Казалось бы ничего особенного, определение категории G в Правилах заканчивается вполне безобидной фразой:

  • Пункт 10.  "Класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. ...... При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется."
Необязательность получения разрешения не означает бесконтрольные полеты, уведомить соответствующий орган по управлению воздушным пространством все же необходимо:

  • Пункт 124. "Уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G..."

Причем уведомительным порядок использования является только для пилотируемых воздушных судов. Для беспилотных летательных аппаратов этот порядок строго разрешительный:

  • Пункт 52.  "Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства."

Нужно ли говорить, что получать разрешение на каждый полет каждой авиамодели нереально абсолютно! Тысячи мальчишек, запускающие модели в свободное время в городских парках и на загородных полянах физически не смогут преодолеть все административные барьеры для получения разрешений на 5 минутный полет модели! Так и получается, что регулируя воздушное пространство, чиновники из Правительства фактически вытесняют из него тех, кто всей душой с детства стремиться к авиации и мечтает подняться в это самое пространство.

Описанная выше проблема наверно прошла бы незамеченной для авиамоделистов, ведь не каждый читает перед сном Воздушный Кодекс и следит за его новыми версиями, но бдительная полиция нас бережет!  Несколько громких случаев обсуждались в авиамодельной среде в 2012 году, известны и свежие случаи 2013 года.  Вот яркий пример из Барнаула, где сотрудники транспортной прокуратуры довели дело до суда за полеты моделей вблизи аэродрома:


Полный вариант документа прилагается ниже. Еще один заслуживающий акцента случай произошел в Зеленограде, где наряд сотрудников полиции пытался запретить тренировочные полеты и привлечь к ответственности целую группу ребят, запускавших модели на обычной поляне на окраине города. Можно только радоваться проведенной реформе в полиции, благодаря которой стражи порядка знают и блюдут даже воздушный кодекс - честь и хвала, ведь поймать и наказать громко шумящих авиамоторчиками мальчишек гораздо проще, чем вечно скрывающихся преступников и наркоманов!

После этого, и некоторых других случаев, последовали ряд обращений от авиамоделистов в региональные органы законодательной, исполнительной власти и даже на имя Президента Российской Федерации. Федерация Авиамодельного спорта приступила к решению данной проблемы направив официальное письмо в Министерство транспорта. В 2012 году было проведено несколько встреч с сотрудниками Минтранса и Росавиации, в результате активного взаимодействия было достигнуто понимание о необходимости внесения в законодательство понятия "Авиамодель" и установлении облегченных принципов регулирования полетов авиамоделей.  в 2013 году вопрос находился на согласовании в Минэкономразвития и Правительстве и вот недавно свет увидел проект Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов". (прилагается).

Изучить проект Федерального закона вы можете самостоятельно, но забегая вперед отметим - ничего не изменилось. Проведенное публичное обсуждение, в котором ФАС России  так же приняла участие, показало несоответствие внесенного Правительством законопроекта целям регулирования. 

Сегодня мы продолжаем работу по "легализации" авиамодельного спорта в Российском воздушном пространстве совместно с рядом заинтересованных организаций, в числе которых Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» Государственный научный центр Российской Федерации, Ассоциация индустрии беспилотных авиационных систем.  Общими усилиями удалось добиться того, что Минэкономразвития готовит обращение в Правительство об отзыве законопроекта на доработку, на ближайшее время по вопросу проекта ФЗ по беспилотным авиационным системам  Департаментом промышленности и инфраструктуры Правительства РФ планируется проведение рабочей встречи  с представителями Минэкономразвития РФ, Минтранса РФ и участниками общественного обсуждения проекта, представившими свои замечания. В целях выработки единой позиции на рабочей встрече в Правительстве РФ, Ассоциацией индустрии БАС предложено провести предварительную встречу участников общественного обсуждения проекта в рамках проводимой в период с 22 по 24 октября Международной конференции «Технологии беспилотных авиационных систем» (ВДНХ).

Помните этот плакат советских времен?



Тогда государство заботилось о техническом воспитании молодежи и авиамоделизм находился на подъеме своего развития! Мы надеемся, что и теперь большое государство, регулируя свое большое воздушное пространство не оттолкнет от него тех, кто своим увлечением формирует ряды целеустремленных и квалифицированных кадров Российской авиации! 
 
Мы будем информировать вас о всех существенных новостях в данном вопросе, ну а пока желаем всем авиамоделистам чистого неба и хороших полетов!




Проект закона об изменениях Воздушного кодексаПроект закона об изменениях Воздушного кодекса

Скачиваний: 19

##

Скачиваний: 5

##

Скачиваний: 3

##

Скачиваний: 3

Судебное решение Барнаул_3Судебное решение Барнаул_3

Скачиваний: 7

Судебное решение Барнаул_2Судебное решение Барнаул_2

Скачиваний: 4

Судебное решение Барнаул_1Судебное решение Барнаул_1

Скачиваний: 7

Яндекс.Метрика

Уведомление